Вспоминая эпоху Петра I, следует иметь в виду, что значение мореплавания и флота в то
время было неизмеримо больше, чем в наши дни. И дело не только в том, что
водный транспорт был практически единственным средством сообщения в
межгосударственных торговых и информационных связях. Помимо этого, важно
помнить, что тогдашние наука и техника по меньшей мере наполовину работали на
нужды мореплавания, которое, таким образом, было мощнейшим стимулом для
развития духовной и материальной культуры.
Учитывая все это,
можно сказать что в петровскую эпоху постройка каждого нового корабля являлась
важным событием в общественной, хозяйственной, военной и даже культурной жизни.
Вспомним, какую роль в то время играли различные массовые мероприятия – триумфы,
шествия, фейерверки, постройка мемориальных сооружений и прочее. В сущности,
это были единственные способы доведения до простого народа значения тех или
иных политических событий. В этом свете корабыль повсеместно рассматривался как
важное пропагандистское средство. В прежние времена, особенно в 15-17 веках,
роскошь и художественность декоративного убранства служили для прославления
могущества и богатства владельца корабля, будь то частное лицо или монарх.
Содержание декора в аллегорической форме передавало те или иные идеи, в
основном, вращавшиеся вокруг прославления царей и царств. Существовали даже
специальные руководства – например, издания при Петре I книга «Символы и эмблемата»,
позволявшие буквально читать декоративные композиции, переводя их аллегорический
смысл с условно-изобразительного языка. В этом отношении декор линейого корабля
«Полтава» является типичным примером и дает хорошую возможность практической
реконструкции убранства военного судна того времени.
54-пушечный корабль «Полтава»
был заложен в декабре 1709 года на верфи Санкт-Петербурского адмиралтейства и
получил название в честь недавней важной
победы русского оружия. Строителем корабля был назначен Федосей Скляев, уже
известный как один из строителей корабля «Гото Предистинация». Как и для этого
последнего, главным сроителем и наблюдающим «Полтавы» был сам Петр I.
Спуск корабля
состоялся 15 июня 1712 года в присутствии царя. Затем его на камелях
отбуксировали в Кроншлот для окончательной достройки и оснащения.
В техническом
отношении «Полтава» была вполне на уровне своего времени и стала первым
настоящим линейным кораблем Балтийского флота, поскольку его предшественники –
50 пушечные корабли «Рига», «Выборг» и «Пернов» - оказались не вполне удачными.
Как «государев корабыль» «Полтава» строилась из первосортных материалов, что,
увы, было исключением в то бурное время, когда русские суда, построенные
второпях из сырого леса, в среднем служили не более 10 лет. «Полтава» же
находилась в строю дольше – до 1732 года. Правила копирования материалов
|